Писать про Касту и легко, и сложно. С одной стороны, информации море, выбирай самое интересное, сервируй на свой вкус, подавай к столу. С другой стороны… С другой стороны, чем-то удивить уже не так просто. О Касте знают все, и порой возникает ощущение, что знают всё. Практически у всех уже сложилось персональное мнение по поводу ростовского трио. Если кто-то считает, что они безоговорочно хороши, иначе думать не заставишь. Те, кто воротит нос от их творчества - глухи к любым аргументам. Но самое ужасное, что не писать о Касте нельзя. Если не писать о Касте, то о ком же вообще писать?
Чтобы не дискутировать на тему "Является ли Каста номером один в постсоветском рэпе", предложу прикинуть кто еще за последние три года так же активно гастролировал по городам и весям Российской Федерации, выбираясь порой и за ее пределы; кто столь же часто попадал в ротацию музыкальных телеканалов и привлекал внимание прессы, наконец, кто выступал на одной площадке с легендами RZA и Onyx и участвовал в создании авторитетного лэйбла, выпускающего такие сенсации, как Смоки Мо? Есть кандидаты? Нет? Вопрос закрыт, идем дальше.
Хочется заметить, что статья не претендует на роль этакой летописи, былинной хронологии подвигов Касты. Это лишь заметка, в которой найдут место объективные факты о группе, субъективные мысли автора и мнения участников Касты по наиболее интересным и значимым вопросам.
Основателем группы, человеком, прошедшим путь от истоков Касты (группы Психолирик) до ее сегодняшнего жизненного отрезка с тиражами, публикациями и клипами является Влади. Творческие искания Влади начались в подростковом возрасте и касались рифмовки под рукотворные биты (не имеющая аналогов ритм-секция - "вешалкой по тазикам"), миксов на старинном двухкассетнике и скретчей на бытовых вертушках. После первых проб пера, вряд ли достойных пристального внимания, возник дуэт Психолирик, созданный Влади и его старшим товарищем Тиданом. Произошло это в 1995 году, а через год к дуэту присоединился Шым.
Шым: "Я позвонил Владу ( мы с ним были знакомы до рэпа ) и сказал, что хочу войти в Психолирик, спросил, что для этого нужно. Влади очень важно сказал, что "в первую очередь нужно участие". Так я стал "участником."
Стиль Психолирика отличался нешуточным мистическим ореолом, окружавшим все их творчество. Загадочные и таинственные тексты, не стремящиеся донести до слушателя конкретной информации, напротив, окружающие его набором образов и неясных намеков собственно и назывались психолирикой. Считалось, что это творчество не для всех, доступное только посвященным.
Уже тогда парни обращали большое внимание на ритмическую структуру текста, стремясь к богатому и интересному насыщению его рифмами. Плюс ориентация в музыке на нью-йоркский минимализм RZA и сотоварищи довершали картину творческой философии Психолирика, продолжившей свое существование и в Касте. Кстати, до Касты было рукой подать - в 1997 году Психолирик и близкие по духу и устремлениям ростовские рэпперы создали комьюнити под этим названием.
Шым: "Как-то мы с Бастой Хрю сидели на лавочке и мечтали о том, что бы соорудить масштабную рэп-группу, по сути объединить всех сильнейших на тот момент ростовских рэпперов. Мы и так тасовали вместе, но читали порознь. Мы с Влади и Тиданом - Психолирик, Волк и Башик - Shadows, команда Хрю называлась street Sound. Были еще и Будда, и Электроник. Вобщем, тусовка была нормальная. Так вот сидели мы на лавке тем далеким летом, и Хрюндель предложил: "Давай назовемся Fu-Blood-Casta". Я сказал: "Каста - нормально, а вот чё за Фу-Блядь?". Все сошлись на этом."
Дальше движение группы происходило в одном направлении - только вверх. Все больше людей в Ростове узнает о Касте. Популярными в рэп-среде становятся регулярные хип-хоп-пати: вначале в клубе "Duncan" (в просторечии - Дунь-ка), позже - в "Comanchero" (Команчи, Кома), где кастовое творчество предъявлялось слушателям. Влади, обеспечивал звуковой поддержкой весь немаленький состав Касты, к которому время от времени добавлялись новые группы и свободные эмси. Рост происходил не только количественный, но и качественный. Музыка становилась все более профессиональной, тексты меняли свою направленность с психолирической, на более разнообразную тематику, в голосах слышна была уверенность в своих силах. Это принесло свои плоды - Каста начинает совершать вылазки за пределы Ростова, а в конце 1999 года едет в Москву и побеждает на фестивале Rap Music 99.
К тому времени Кастой называлась уже не вся тусовка, а только ее стержень, наследие группы Психолирик - Влади, Шым и присоединившийся к ним перед поездкой на "Rap Music" Хамиль. Именно они и стяжали лавры на московском фестивале. Остальной состав, к которому в то время прибавились группы Западный Сектор, Песочные Люди и несколько свободных эмси, стал называться Объединенной Кастой.
Я знаю, что некоторые маркетологи не одобрили бы одновременного существования Касты и Объединенной Касты. Такое явление называется линейным расширением марки, вроде того как "Балтика" выпускает разные сорта пива под номерами от 1 до 12. В итоге возникает вопрос, что же за пиво называть Балтикой. Ну то есть фишка в том, что название должно однозначно характеризовать товар. Роллс-ройс - лимузин ручной сборки. А когда нужно еще что-то пояснять и рассказывать, то ухудшается восприятие товара потребителями. Вспоминаю, как у нас в городе проходил концерт Граней и промоутеры клуба разработали афишу на такой манер: посередине очень крупно - "КАСТА", выше и гораздо мельче - "Объединенная", и где-то внизу, шрифтом, заведомо отвергающим возможность рассмотреть его невооруженным глазом - "Грани". Зато людей пришло много и сами пацаны из Граней во время следующего визита в Волгоград рассказывали: "В прошлый наш приезд людей было столько, что не все уместились в клуб". В общем все были рады.
Год спустя, в 2000 году Каста заключает договор с концерном "Видеосервис" о выпуске диска Объединенной Касты "В полном действии". Релиз заключал в себе нетленный хит "Наши Люди" и совместные работы с командами ЮГ и Злой Дух, а также презентовал общественности прочих участников Объединенной Касты, таких как Западный Сектор, Грани, Бледнолицые Нигга`дяи, Карабасс и Тэйк. Диск посвятили Песочным Людям, находившимся в то время в местах лишения свободы. Парням был адресован специальный фристайл от Шыма и Влади, впоследствии переросший в полноправный трек "Нашим пацанам посвящается".
Ростовский хардкор уверенно заявлял о себе всей стране, приобретая все больше новых поклонников. Андеграундная стилистика Касты все больше вступала в противоречие с тогдашним рэп-мэйнстримом, лицами которого были столичный рэппер Влад "Шеff" Валов и его юный протеже Децл. На тот момент Валов формально считался Номером Один в хип-хопе. Свою продукцию (альбомы Децла, Легального Бизнеса, многочисленные сборники) он именовал голосом улиц, хотя реальный голос улиц звучал скорее в треках Касты. Искренность ростовчан подкупала, компетентность во всех аспектах происходящего на улицах заставляла уважать, разбитной ростовский говор добавлял их темам своеобразия. Их стали считать правильной альтернативой "фальшивому" рэпу Децла и компании. В 2000 году Каста должна была войти в состав жюри очередного Rap Music, но этого не случилось. Именно этим моментом можно датировать начало конфронтации между Кастой и Валовым.
В 2000 году происходит еще одно событие из разряда "впервые". Впервые Каста снимает клип. До этого клипы были уделом "солдат Бэд Би Альянса". Андеграундные команды клипов не снимали, а если это и происходило, то результат получался сугубо "для внутреннего применения". Так что видео "Мы берем это на улицах" стало очередным прорывом. Для съемок была собрана внушительная массовка, порядка ста человек, в которую вошли немало ростовских и московских рэпперов. Съемки клипа длились несколько дней, включая в себя работу на улицах столицы, у клуба "Свалка", у поста ГАИ.
Влади: "...И последняя сцена - с мусорами. Подъехали к ГАИ на выезде из Москвы, подошли к мусорам в машине, сказали, что дадим 50$ если сниметесь в клипе. Мусора - продажные, так что согласились. Короче, сцена такая: Каста в хорошем состоянии едет на "восьмерке" с ростовскими номерами (008 61 rus), громко слушаем что-то растаманское, останавливают мусора, мы им не открываем дверь машины, они нервничают, как-то её через форточку открывают, мы выходим, они нас, суки с автоматами, заламывают, шмонают, но у нас всё ровно и они отсасывают и уходят. Съемки же происходили так: мы сидим в машине, подходит мент и с улыбкой просит выйти из машины. Я говорю: "Ты че, улыбаться не надо, играй самого себя". И вправду, надо ж серьезно. Ему денег дали, и он довольный лыбится, сука."
Впрочем, MTV не уделило клипу достаточно внимания, ограничив его ротацию рамками специализированной программы о хип-хопе. Зато в интернете видео "Мы берем это на улицах" било рекорды по количеству скачиваний.
В начале 2001 года усиливается гастрольная активность Касты. Это еще не стадион, который появится позже, чаще - небольшие ночные клубы, под завязку набивающиеся поклонниками русского андеграунда. Выступление Касты становится главным событием на самых крупных рэп-мероприятиях страны, авторитет команды несказанно вырастает. Окончательно перекраивает ситуацию в русском рэпе альбом Касты "Громче воды, выше травы", вышедший на лейбле Respect Production весной 2002 года. Помимо неразлучного трио в нем принимал участие ди-джей Хобот, присоединившийся к группе в процессе записи альбома и пришедшийся, что называется "ко двору".
Работа над альбомом была завершена еще в 2001, однако обстоятельства требовали отсрочки релиза. В соответствии с канонами западного шоу-биза выходу альбома предшествовали клип и сингл. Для этого был выбран безусловный хит "На порядок выше". Несмотря на то, что он обрисовывал реальность в достаточно темных тонах, посыл был жизнеутверждающий и даже патриотический. При этом ненаигранность патетики подкупала, а рефрен "Не забывай свои корни..." бил точно в цель. Выражение "на порядок выше" все чаще хотелось применять для оценки творчества Касты. Успех будущего альбома казался несомненным.
Bugs, Respect Production: "Продано почти 100 000 копий (по состоянию на декабрь 2002 - прим. Rap.ru) по всей стране. У нас вышел клип "На порядок выше". Потом нас почти полгода не было в эфире. И потом вышла эта пластинка. И критики прогнозировали, что успеха не будет. Потому что зрители уже забыли, слишком большой перерыв. И вот результат - у многих поп-исполнителей нет таких продаж."
Действительно, пластинка получилась впечатляющей. Ее место в "Hall Of Fame" российского хип-хопа не подлежит обсуждению. Плод пятилетнего труда Касты впечатлял безупречным подбором материала. Трудно выделить какие-то главные хиты, все песни безусловно мощные. Классика российского рэпа.
Выход "Громче воды..." вознес популярность Касты на невиданный прежде уровень. Ни одна рэп-команда в России не могла похвастаться таким плотным графиком концертов (правда, 3 концерта в месяц – это немного). Вместе с ди-джеем Хоботом, присоединившимся к команде в процессе записи "Громче воды...", Каста становится желанным гостем как в России (от Питера до Камчатки), так и в странах ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Латвия, где они выступали в рамках одного концерта с RZA). Выходит еще один клип на песню "Про Макса", который впрочем не был признан удачным как тв-каналами, так и участниками группы. Зато следующее видео "Горячее время" надолго обосновалось в хит-парадах MTV. Клип был смонтирован из кадров отечественного блокбастера "Антикиллер", в саундтрек которого и вошла эта песня. Занятно, что в основном саундтрек состоит из забугорной электроники и только в одной из кульминационных сцен фильма звучит музыка Касты.
В том же 2002 году Влади перебирается в Москву, где работает звукорежиссером и саундпродюсером на Respect Production, а также пишет свой сольный альбом, презентованный общественности в декабре 2003 года. Диск получает интригующее название "Что нам делать в Греции".
DJ 108: "Я, например, считаю Касту полным андеграундом, с одной стороны, с другой стороны - это российская коммерция. Но по исполнению - это андеграундный рэп, очень давящий на мозги. Для меня по жизни важно одно - чтобы у команды было лицо. Но у них все песни на одно лицо, одинаковы. Нет работы мс. Они поэты, не мс."
Слова DJ 108-го как минимум спорны. Если это мнение не вызвано личными человеческими отношениями, то 108-ой скорее всего признал бы свою неправоту, более внимательно послушав работу Влади "Что нам делать в Греции". На этом диске Влади не только демонстрирует привычное амплуа поэтического эмси, но и предстает усердным техником. Изощренная и изобретательная считка - отличительная черта таких треков как "Пляски", "Ты должна остаться", "Интересное место", "Искусственный человек". Бесспорными хитами выглядят "Горячее время", "Ты должна остаться" (с Лигалайзом) и "Ревность". Клип на последний трек пришелся по вкусу зрителям MTV, поэтому в 2003 году он немало времени провел в тяжелой ротации канала.
2003 год оказался отмечен еще одним релизом Касты. На этот раз это было переиздание пересведенного и отлично оформленного альбома 1999 года "Трехмерные рифмы". Вообще трехмерными рифмами Влади называет стихотворную структуру, требующую нескольких рифм в течение одной строки.
Влади: "Я стараюсь не дать покоя рифме. Она должна несколькими пересекающимися нитями скользить по куплетам. Узоры, формулы, ритмика рифмы. Это тоже кастовая тема. Мало кто до нас прикалывался с рифмой, хотя есть конечно сильнейшие персонажи и не в нашей школе."
"Трехмерные рифмы" были впервые изданы еще в те ростовские времена, когда Каста только делала свои первые шаги. Альбом был записан на домашней студии Влади (комп - сотый Пентиум, микрофон - советский, софт - fasttracker). В записи задействован состав Касты образца 98-99 годов: Психолирик, Западный Сектор, Песочные Люди, Тэйк, Электроник, Хамелеон (тогда так звался Хамиль, гордо стоявший чуть в стороне). Тогда в Ростове на свой страх и риск была заказана партия аудиокассет, естественно за собственный лавандос. Альбом выполнял скорее функцию промо-тиража, поскольку помимо продажи, кассеты раздавались и раздаривались в нелимитированных количествах. После успеха на Рэп Мюзик тираж был допечатан, им заинтересовались пираты, произошло проникновение Касты на рынки Юга России.
Однако в нормальном качестве, со "взрослым" сведением этот продукт стал доступен лишь в 2003 году. Впечатление от него осталось двоякое. Некоторые песни сегодня слушаются совсем иначе. Вспоминаю, что раньше фразы из "Кто будет пить с нами" цитировались всей нашей взбалмошной тусой. А те самые трехмерные рифмы завораживали своей изобретательностью. Сегодня впечатление несколько иные - мы слышали от Касты и более сильные альбомы, так что этот экскурс в историю адресован для коллекционеров и стопроцентных фанатов. Ну, и как способ приобщиться к корням он вобщем-то небезынтересен.
Конец 2003 и начало 2004 годов были отмечены для Касты рядом успешных концертов (грандиозный фестиваль Наши Люди в Лужниках, выступление с RZA в Питере, фестиваль Hip-Hop All Stars), съемками видео на песню "Наши Люди" и кропотливой работой над сольником Хамиля. Этот труд стремительно приближается к финальному этапу, который станет материальным воплощением проделанной титанической работы. Уже сейчас можно безошибочно предугадать немалый интерес к этому альбому.
Влади: "Альбом настолько емкий, что если у нас не получится правильно расположить треки, то в один присест его смогут воспринять только вундеркинды. Остальное останется на послеобеденный перерыв. В альбоме огромный размах! Там и разные временные эпохи, и разные ментальные состояния, и много людей (вокалистов) задействовано. Я работал над альбомом два года. Альбом - огромный том..."