Уже названием третьего альбома Серега дает понять, что Dr. Dre ему больше не нужен. После альбома спортивных частушек, после клубно-народной "Дискомалярии", Серега выдал альбом в стиле dirty south. Неожиданно провозгласив, что ему по пути только с "true MC". Надо сказать, первое же упоминание об альбоме Сереги, записанном в южном стиле, мгновенно вызвало скептические комментарии на сайте. И зря. Потому что "Хроника парнишки с гомельских улиц" максимально выдержана в традициях современного американского мейнстрим-рэпа. Поскольку английский язык пока не стал вторым государственным, придется пуститься в объяснения.
"Южные" биты сами по себе дают понять, что выбрано в качестве ориентира. Далее - есть южная манера исполнения, протяжно-мычащие окончания по образу и подобию Young Jeezy. Есть типично южная рифмовка на одно и то же слово. И если подходить глобальнее - в целом тексты построены в духе современных достижений заокеанской рэп-промышленности. Метафоры,их характер, рифмовка, ее особенности, остроумный неймдроппинг ("На улицах Москвы мне дали кличку "Гастарбайтер" / Но москвичи остались с носом, будто Орбакайте"). Тонкие язвительные выпады ("все остальное не модно, как клуб "Инфинити") - сравните с прежними ударами лбом по деревянным воротам ("мой отец не бизнесмен из Праги, слышь, Меньшиков?").
Более того. Если от формы перейти к содержанию, то и тут чувствуется равнение на заграницу. Хотя после попсового этапа карьеры Сереги заявления, что он "парнишка с улицы", а также "мы андеграунд, fuck мейнстрим", мягко говоря, удивляют. Обычно ведь процесс идет так - ходит себе человек в главных героях культуры, а потом вдруг сообщает: "Я не уличный, я вырос в московской квартире" - и адью. А тут все наоборот.
Впрочем, споры на тему "По размеру ли Сереге этот костюмчик?" мы оставим людям более компетентным в подобных вопросах. Признаем лишь, что носит он его, тщательно изучив американские модные каталоги, но перешив по нашей погоде. Ну то есть: Game к месту и не очень упоминает, что он из Комптона. Или группа Centr строит на том фундаменте, что они из центра Москвы. Так и для Сереги отправной точкой его уличной ипостаси становится родной город Гомель, и отталкиваясь от его реалий ("я из хрущевок, я из трущоб"), он раскручивает нить повествования.
И еще по содержанию - Серега созвучен нынешнему американскому рэпу в его очень здоровом месседже "стань лучшим, преодолей препятствия". На "Хронике" она выражается в двух базовых идеях: этот мир твой и предел только небо. И мне давно было интересно, кто первым начнет полоть эту грядку. Потому что эпоха рэпа неудачников (не вкладываю в это слово ничего дурного, просто оно нужным образом передает обреченный настрой российского рэпа 90-х) так и осталась в 90-х - а сейчас время другое.
Обыкновенно, когда пускаешься в рассуждения о смысле и значении альбома, непременно сталкиваешься с комментариями "Почему так мало о самом альбоме?" Читатель жаждет перечисления треков с некими репликами о их содержании. Попытаюсь сделать вид, что иду у него на поводу. Наибольший интерес на альбоме вызывают вот эти качающие треки-полурепрезенты ни о чем и о многом. "Сиди и слушай", "Добавь скорость", "Игра", "Мое поколение". Затея записать трек с Александром Маршалом на бумаге казалась сомнительной, но на деле все получилось ровно наоборот: твердая пятерка. "Парнишка с улицы" - вообще такое программное заявление, стержневая композиция альбома.
Вообще, в подобном жанре Серега звучит очень мощно, зло и напористо. Строить на американском фундаменте пытались несчитанное количество раз - не у всех выходило столь же убедительно. Впрочем, недостатки проистекают оттуда, где достоинства заканчиваются. Вопрошая с угрожающими интонациями "Хотите моей крови? Хотите моих слез?", Серега вызывает скорее улыбку. Вряд ли это тот эффект, на который он рассчитывал.
Но, движемся дальше. Бодренький плагиат "Мне с тобою хорошо" подкупает своей беззастенчивостью, напротив "Скита от Хабы Казанского" (что это? зачем это?) лучше отжать галочку в iTunes. В занятном "Mon Ami" Серега тараторит вопреки обещанию "не будет быстрой читки, как у Busta Rhymes". "Оля и СПИД", кавер-версия песни группы "Анонс", популярной в конце 80-х, просто занимает место на альбоме. "Шоу должно продолжаться" и "Вторжение" более уместно звучали в саундтреках, для которых были написаны. На "Хронике" же они выглядят вырванными из контекста. Наконец, трек "Корабли" большинство слушателей выделяет как самый эффектный на пластинке - Серега ухитряется одновременно говорить о сокровенном и оставаться на некой дистанции недосказанности, а в последнем куплете применяет беспроигрышную наживку в виде слов о родителях. Не знаю, как вы, а я попался.
Девиз альбома "Для тех, кто выжил в девяностых" позаимствован у фильма "Жмурки" 2005-го года выпуска. Эта трагикомедия - в некотором смысле "Антибумер". Она показала героев криминального боевика Петра Буслова теми, кем они чаще всего и являются. Не очень-то умными. Не сильно-то сообразительными. Не красавцами с постеров, а несимпатичными скверно одетыми ПТУшниками.
Представить, что Серега позаимствовал этот слоган, чтобы поставить крест на своем прошлом времен "Черного бумера", можно только обладая богатой фантазией. К несчастью, она у меня есть. Ведь намного сложнее поверить, что альбом адресован тем, кому за 30 (а про кого еще можно сказать "выжил в девяностые"?) Потому что "Хроника" получилась довольно молодежной.
Треклист:
01. Сиди и слушай
02. Skit от Хабы Казанского
03. Парнишка с улицы
04. Добавь скорость
05. Мое поколение feat. Сацура
06. Мне с тобою хорошо
07. Шоу должно продолжаться (саундтрек к шоу "Король Ринга")
08. Quasimodo Skit
09. Квазимодо feat. Сацура
10. Корабли
11. Mon Ami feat. Макс Лоренс
12. Вторжение (саундтрек к игре "GTA IV")
13. Выше неба только небо (Sky is the limit) feat. Александр Маршал
14. Игра
Бонус-треки:
15. Чики
16. Оля и СПИД feat. В.Жириновский + скрытый трек "Чайна-Таун"
17. Мне с тобою хорошо (Raduga Mix)
18. Мне с тобою хорошо (Steel Deluxe Remix)