Думаю никто из сколько-нибудь популярных отечественных рэпперов не сможет похвастаться столь же насыщенной и остросюжетной биографией как у Лигалайза. В которой имели место участие в ярких и таких непохожих друг на друга коллективах как DOB, Легальный Бизнес и Bad Balance; был отрезок жизни, проведенный в Африке; был альбом "Рифмомафия", впервые показавший русскому слушателю, что такое репрезент; было неожиданное исчезновение, драматично обставленное, с последним письмом, в котором Лига каялся, что оказался в числе тех, кто "пытался завернуть хип-хоп в фантик и сделать его частью индустрии развлечений" и собственноручно лишал себя права голоса в хип-хопе. Было возвращение из Праги, которое порадовало всех поклонников без исключения; возвращение с новым проектом П-13; был трек "Доктор Блефф" – первый (и единственный!) русский дисс, вызвавший реальный резонанс в отечественном хип-хоп сообществе. Бесспорная харизма, внешность плейбоя, уникальная и запоминающаяся манера исполнения, новаторство и заслуженное место в истории жанра – все это о нем. Поэтому Лигалайз – один из немногих рэп-артистов, о культовом статусе которых можно говорить не покривив душой и без всяких оговорок.
Неудивительно, что с его первым сольным альбомом были связаны большие надежды. В первую очередь у поклонников, которым пришлось ожидать его три года. Надо думать, не в последнюю – у самого Лигалайза. Слова об "альбоме как вершине всей творческой карьеры", обнародованные в его пресс-релизе, подняли ставки на высочайший уровень – мы приготовились к чему-то выдающемуся. Однако все оказалось не так просто.
Перед нами очень качественный альбом настоящего отечественного мэйнстрим-рэп. Пожалуй, так мощно и добротно не звучал еще ни один проект Лигалайза: отличная музыка, высокий уровень. Традиционно очень сильные репрезенты, изящное самоцитирование, мастерская подача – не перегруженная рифмами, не стремящаяся обогнать самолет и оттого еще более стильная. Отменный хит "Жизнь", почти гимн "Рожденный в СССР", глубокие треки "Стресс" и "Латы". Еще целый ряд песен, которые может и не вызовут восторгов, но и плохими их точно не назвать.
После всего этого я ожидал совсем другой реакции – но альбом "XL" чаще ругают, чем хвалят. Потратив час-другой на изучение хип-хоп форумов, можно подытожить основные претензии. Не нравится, что мало треков для альбома, который создавался три года. Ругают несвойственные прежнему Лиге "Будущие мамы" – трек в стилистике не то 50 Cent, не то "Потабачим". Говорят о недостатке свежих идей, об упрощении репертуара и, конечно же, на все лады спрягают глагол "продался".
Я отдаю себе отчет, насколько радикальны и неаргументировны бывают подобные суждения, и до какой степени на них можно опереться. И все же доля истины в них есть.
Треков всего 11, что нормально для поп-альбома. Но в рэпе принято выпускать LP не менее, чем с 15-16 треками. А ведь столь близкие по тематике кинотреки "Первый отряд" и "Сволочи" все уже неоднократно слышали.
"Будущие мамы" действительно диссонируют с остальными треками альбома "XL". Для чего это песню нужно было исполнять в такой непривычной для Лигалайза манере, мне непонятно. Я слышал, что когда-то была сделана (веселья ради) версия этой песни под минус клубного хита 50 Cent'a. Если "Мамы" действительно подражание американскому баловню судьбы, то не вполне убедительное: Фифти с каким-то щегольским презрением к слушателю "зажевывает" слова, а Лига просто бубнит. Да и в целом на клубный хит "Будущие мамы" не тянут. Сравните, как звучит "Candy Shop", где рефрен пропевается и замечательно ложится на ухо. Законы хита никто не отменял – а припев "Мам" пропеть нельзя, можно только пробубнить. В общем, на альбоме есть гораздо более талантливые треки, которые в большей степени заслуживают клипа – например, "Жизнь".
Сотрудничество с профессионалами, неплохо известными широкой аудитории (посмотрите на список гостей – рок-певица Маша Макарова ("Маша и медведи"), поп-артист Богдан Титомир, композитор Аркадий Укупник, автор музыки к треку "Сволочи"; единственный рэппер здесь – Pans, легитимизирующий воскрешение Легального Бизнеса), тоже было истолковано превратно. Поклонники рэпа предпочли бы видеть на их месте... правильно – рэпперов.
Это тоже расценивается как заигрывание с массами и заставляет думать, что в поисках новой аудитории Лигалайз подзабыл о тех, кто был его слушателем раньше.
Самые дотошные сравнивают нынешние тексты с програмными заявлениями из предыдущих его проектов. Еще не забыли: "Без бюджетов, без продюсеров – без извинений", "Ищи меня не в хит-параде, я пацан из D.O.B.", "Музон, блин, не для танцев / Мы родом с улицы, мы крепкие засранцы" (Сейчас: "Я не уличный, я вырос в московской квартире").
Или еще один необъяснимый перевертыш:
2003 год:
"Тех, кто нам делают хуйню ждут неприятности.
Респект Касте, Влади в частности..."
2006 год:
"Этот год будет наш год точно,
спроси у Касты и Многоточия"
Для чего Лигалайз с таким вызовом произносит "спроси у Касты", я, признаться, тоже не понял.
Так что пока альбом оставляет больше вопросов, чем ответов. Ну а тем же, кто недоволен переменами в творчестве Лиги, я хотел бы сказать следующее.
Да, Лигалайз действительно изменился. Но ведь это не первая подобная смена курса. И в этом весь Лигалайз! Чтобы развиваться, чтобы покорять новые высоты, чтобы оставаться интересным зрителю и сохранять интерес к своему занятию, ему как воздух нужны перемены.
Посчитайте в скольких группах он участвовал: Slingshot, D.O.B., AERO Skwadra – группа Лиги в Конго, Легальный Бизнес, Bad Balance, П-13... Ни одна из них не похожа на другую. Так чего же удивляться? Каждый следующий проект раскрывает его с новой стороны. И я ни капли не сомневаюсь, что следующий альбом Лигалайза будет совсем не похож на "XL".
Что же касается этого альбома... Знаете, если расчет на массы оправдается и популярность Лиги поднимется на уровень выше, чем у всех прочих рэпперов, то год спустя те, кто сегодня ругает альбом, постараются забыть свои слова, назовут "XL" "классикой" и "поворотным пунктом в карьере".
И в этом у меня тоже нет ни малейших сомнений.