О перспективах хип-хопа в нашей стране размышляет Дмитрий Dime Нечаев, глава лейбла Rap Recordz, участник группы Nonamerz. Полагаю, личность автора колонки не нуждается в развернутом комментарии. Dime, помимо сказанного о нем выше, еще и известный активист рэп-рунета, вполне способный, появись у него такое желание, добиться многого и на ниве журналистики – подтверждением чему данная заметка. В оригинале статья опубликована в блоге Dime'а, где при желании можно и вступить в дискуссию с автором, так что добро пожаловать на http://pravdorap.livejournal.com/ Поездил я по новой Европе, даже почти отдохнул и решил, что самое время изобрести машину времени и сгонять на денёк лет на пять вперёд. А пока я занимаюсь сложными математическими подсчётами и технической составляющей грядущего изобретения, подведём под будущие путешествия научную базу – какие пертурбации, к примеру, в его любимой музыке, могут удивить путешественника во времени в пункте назначения, что он узнает об изменениях, скажем, из газет или телевизора? Короче, суть сегодняшнего разговора, как-то несерьёзно начавшегося, вероятно, из-за ещё отпускного, по сути, настроения – попытка спрогнозировать развитие интересующего нас стиля музыки на территории РФ и сопредельных дружественных государств и представить, кто из наших знакомых проведёт ближайшие годы в телевизоре, активно мозоля нам глаза. Пройдёмся, так сказать, по вершкам… Размышляя на днях о предмете предстоящего разговора, я поймал себя на мысли, что (и уже давно) не ожидаю от развития хип-хопа в ближайшие годы чего-то радостного, светлого и внезапно материализованного в блестящие Бентли и Роллс Ройсы. Объясню, почему эта мысль пришла мне в голову по ходу анализа сегодняшних игроков на рынке и перспективы их развития. АЛЕКСАНДР ТОЛМАЦКИЙ Начну, пожалуй, с самого яркого представителя сегодняшнего "хип-хопа и аренби", человека, который для многих, кхм, деньгоимущих этой страны этот стиль и олицетворяет, с Александра Толмацкого. На данном этапе отец ДеЦла, пожалуй, не только вернулся на потерянные было позиции после истории с Миксмедией и старым ещё Муз-ТВ, но и забрался куда выше. Судите сами: для начала заработало Радио NEXT, на рождение которого в своё время мы так всуе надеялись. Радио, напомню, входит в группу Газпром-Медиа, так что о бюджетах подобного предприятия говорить не приходится. Затем, посредством ещё одного рычага, а именно клуба Infinity, А. Толмацкий заинтересовал руководство российского MTV очень своевременным и, в духе всеобщей гламуризации, модным сериалом "Клуб". Оценивать художественные и, самое главное, воспитательные достоинства сериала мы не будем – не наше это дело, важен конечный результат – на данный момент, обладая такими значительными медиа-ресурсами, как радио, музыкальный телеканал, а также одним из самых известных молодёжных клубов Москвы, Александр Толмацкий вправе навязывать рынку своё видение интересующего нас стиля. На данном этапе таким апологетом является Лигалайз. И, на мой взгляд, во многом благодаря вышеуказанным связям Толмацкого, на сегодняшний момент в хит-параде MTV до сих пор находятся "Будущие Мамы", а не более свежий и задорный, да и, что говорить, более хитовый "Коламбия Пикчерз" от Банд'Эроса. Дальнейшие движения Толмацкого интересны, но не очевидны. С одной стороны у Толмацкого есть ряд r&b-проектов, к примеру, если не ошибаюсь, группа Diva, которые, впрочем, особого успеха пока не снискали, хотя клипы сняты и активно ротируются. Ожидать ли массированной экспансии именно что рэпа с этой стороны – не знаю, хотя в ростере Толмацкого на данном этапе наличествуют такие проверенные временем проекты, как Легальный Бизнес, Big Black Boots и White Hot Ice, но будут ли они поддержаны также массировано, как Лига – не очевидно, хотя отчего бы и не заставить уже существующий ресурс работать на своё же благо. В таком случае мы можем получить некую улучшенную модель Бэд Би Альянса, но единственной на рынке она уже не будет. R'N'B НАРОДНОЕ И НЕ ТОЛЬКО Возвращаясь к Банд'Эросу и стоящим за ним гигантом по имени Universal. Universal пока у нас работает странно или, скажем так, очень не похоже на аналогичную работу в более развитых странах. Ну или заграничный гигант не в силах сильно изменить сложившуюся ситуацию в родном шоу-бизнесе и уж тем более диктовать условия, потому как у нас тут свои, очень своеобразные законы. А русские менеджеры Universal, боюсь, также, как и аналогичные менеджеры отечественных продюсерских компаний, пока слабо представляют, что делать с подобным продуктом. Как пример – новый альбом ДеЦла, который, по слухам, вряд ли получит от Universal медиа-поддержку, аналогичную даже своему предыдущему альбому. Что касается Банд'Эроса, то тут, кажется, будет всё очень и очень хорошо. Не пошло на встречу MTV – ничего страшного, у Universal очень хорошо с рассылкой синглов по радиостанциям и, что куда главнее, есть возможности лоббировать свои интересы. Поэтому-то "Коламбия Пикчерз" так плотно звучит сегодня на всех радиостанциях. Лично мне этот проект глубоко симпатичен, особенно по аранжировкам, однако немного пугает в последнее время, что имидж ребят, сознательно или нет, тихонько приближается к Black Eyed Peas. Хотелось бы, чтобы мне это только казалось и на музыке это не отразилось… Не хотят отставать от гламурного аренби-ломтевозика и ещё одни гиганты мировой музыкальной индустрии – Sony BMG, подписавшие бывшую бэк-вокалистку Серёги Бьянку и заявившие о выпуске осенью альбома с очень говорящим о желании вскочить на подножку названием "Русское Народное R&B". Не знаю, как уж там получилось, но Бьянку перекупили или соблазнили золотыми горами какие-то люди, поэтому к Серёге проект отношения больше не имеет. Об этом же говорит и забавный пресс-релизик, заявляющий песню "Лебединая" лучшей из репертуара Серёги (подъёбка в том, что в "Лебединой" Серёги нет). Вариант продвижения Бьянки на рынок будет аналогичен Банд'Эросу – слушаем радио осенью. СЕРЕГА Теперь о Серёге. Серёга в первую очередь молодец – совсем не молодцы люди, развешивающие ярлыки. С одной стороны людей, способных выйти и закрепиться на вершину всего лишь с одним хитом, особенно в нашей стране – пересчитать по пальцам одной руки, а сделавших это, по сути, своими собственными силами – вообще полтора человека. С другой стороны в такой ситуации несложно, а вернее, очень даже просто, стать добровольным заложником подобного успеха. Собственно, подтверждение подобного моего утверждения мы и увидели в прошлом году, когда напрочь модная "Дискомалярия" быстро-быстро появилась и исчезла с экранов музыкальных телеканалов, а Серёге пришлось срочно изображать серьёзный вид в клипе с шуточной песней, которую также серьёзно восприняло полстраны, распевая её под окнами своих возлюбленных, что, конечно же, адский ужас. На данном этапе вариантов у Серёги, по сути, два, а идеальный – их объединяющий. Первый – это, несомненно, злободневный аренби-вариант, Сацура и Лоренс. Второй, и в этом направлении Серёга начал активно двигаться, набор интересных рэп-исполнителей для дальнейшей раскрутки. Думаю, идея такая – если у Серёги вновь не получится с чистым хип-хопом (или не получится чисто с хип-хопом :)), который ему, судя по последним демкам, очень хочется делать без оглядки на сложившийся имидж, то такая возможность будет у новых подшефных, а у Серёги вновь найдётся спасительный хит, удовлетворяющий потребности толпы. Будет ли востребован хип-хоп от Кингринга, али же "аренби" – тоже неизвестно, но, в конце концов, это называется диверсификация бизнеса, да и попытка, как говорил Иосиф Виссарионович, не пытка. КАСТА Следующие на повестке дня - представители чистого русского рэпа, группа Каста. Каста – единственная команда в отечественном шоу-бизнесе на сегодняшний момент, сделавшая из своего имени вполне привлекательный бренд на чистом, без актуальных на тот или иной момент примесей, хип-хопе. Даже нет, скажем так, на собственном видении чистого хип-хопа. А это значит, что, по сути, группа может сколь угодно предаваться интересным экспериментам, потому как продаваться это всё равно будет. Представить себе сегодня любую другую команду, попавшую и закрепившуюся в телевизоре, либо, что такая команда появится в ближайшее время, сложно. Сложно, потому что, во-первых, для людей изнутри шоу-бизнеса Каста была первой. Не как рэп-группа, конечно же, а как грамотный проект, постоянно поддерживающий интерес к себе адекватными видеоклипами. И, во-вторых, время выхода было другое, попроще. То есть, чтобы вы понимали, что я хочу сказать, не лёгкое, а более или менее свободное от сегодняшних многоходовых медиа-комбинаций, приведённых мною, скажем, в абзаце об А. Толмацком. Ситуация с Кастой, на самом деле, очень преинтересная. К примеру, Влади делает уникальные, нечеловеческие биты и очень заморачивается со звуком. Потом, я знаю уйму людей, которые, к примеру, в восторге от действительно литературных экзерсисах в песнях типа "Беренцева". И, в конце концов, явно не проблема Касты, что на сегодняшний день чистый хип-хоп без распространённых допущений (почему я и не пишу о, скажем, Многоточии) для широкой публики представляют, по сути, лишь они. Да и в целом в ситуации, когда можно делать то, что хочешь и именно так, как хочешь, и при этом прилично зарабатывать, мечтает оказаться каждый. Однако есть ещё такая парадоксальная вещь, как развитие самого хип-хопа в, скажем так, базовой стране его нахождения. И сравнивая полученный результат тут и с той стороны океана, как говорят в Одессе, выходят две большие разницы. Лично для меня эта ситуация весьма неоднозначна, да и дай боже Влади внезапно начать делать, скажем, кранк, однако и проблема, придумаем свежее слово, осовременивания музыки тоже должна быть, на мой взгляд, актуальна, и актуальна в первую очередь именно для группы, олицетворяющей на сегодня для масс русский рэп. Может быть мне и кажется, но попытка сделать что-то похожее с оркестровыми переходами была в "Капсулах Скорости", но она была далеко не идеальна. И, наконец, главная, на мой взгляд, проблема Касты на сегодня – отсутствие новых хитов. И это самое плохое, что в последние годы происходит с Кастой. Конечно, не ждём мы новых "Кто Будет Пить С Нами" или "Наши Люди", но, тем не менее, по части привлечения внимания новых слушателей, подобные синглы были бы куда успешнее, к примеру, замороченной и не для всех песни "Сестра". Впрочем, повторюсь, подобный разговор возникает не по вине Касты, а наоборот, из-за других групп и коллективов и даже скорее, о, крамола, усилий лейблов, которые отвлекли бы от Касты подобное пристальное внимание. А появление подобных свежих персонажей, как я уже говорил выше, с учётом сегодняшних медиа-альянсов, занятие весьма затруднительное. РЭП-ЛЕЙБЛЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Говоря о сегодняшних рэп-лейблах (в том числе и о Rap Recordz), то, как мне кажется, ближайшее будущее явно не за ними. Беда в том, что мы по-прежнему ждём наступления в нашей стране своего так называемого "золотого века" хип-хопа, наподобие аналогичного штатовским 90-ым, когда мелодичность и певучесть была отодвинута на второй план, а главную роль играли суровый бит и жизненный текст, а сам хип-хоп оказался чуть ли не главной музыкой того десятилетия. Так вот, дорогие мои, его у нас не будет. Он либо уже был, во времена раннего Bad B, Рабов Лампы, ЮГа и Касты, либо на нашу страну его и не предвидится. Дело опять-таки в передаче информации – с не так давно наступившего момента популярным будет то, что популярно на Западе. Так что можно уже точно ставить на то, что в ближайшее время все поп-певички зазвучат под минуса а-ля Скотт Сторч. И если и хип-хопу будет отведён хоть какой-то сегмент в шоу-бизнеса, то процентов на девяносто там будут обитать вышеперечисленные персонажи. Нет, это отнюдь не значит, что в сегодняшнем распорядке вещей что-то изменится – как раз наоборот, всё останется так, как есть: непомерные амбиции, желание лучшего и, в конце концов, разочарование. Да, шанс "уйти наверх" при удачном стечении обстоятельств, как, скажем, в случае с группой Krec, будет, и его вероятность, при условии наличия грамотного материала, будет увеличиваться. Не исключена возможность выстрела той или иной команды, с помощью ли лейблов или исключительно благодаря собственным усилиям – но это ситуация, скажем так, абсолютно непрогнозируемая. К сожалению. С другой стороны даже на западе совершенно спокойно существуют и маленькие инди-лейблы, и общепринятые гиганты звукоиндустрии, причём последние имеют обыкновение на корню скупать первых, как только те сделают что-то актуальное. Замечу – не перекупать артистов, а скупать лейблы целиком. И в ожидании этого, а, быть может, и просто наслаждаясь свободой, в штатах подобные инди-лейблы и процветают. У нас это процветание на данный момент тяжеловато в связи с несопоставимостью гонораров даже за отдельно взятый компакт-диск. Также, как вряд ли за пять лет мы дождёмся агрессивной экспансии мейджоров на рынок маленьких лейблов по их скупке – не в нашей природе тратить деньги на то, что может достаться даром. Поэтому будущим путешественникам во времени придётся устанавливать более серьёзный промежуток времени, не пять, а, к примеру, пятьдесят лет (хотя я был бы счастлив в этом ошибаться) – и может тогда в нашей стране наступит порядок и придут нормальные рыночные механизмы. И случится это сразу после того, как нас завоюет Китай.
|