Это группа моего поколения, того, что ходило на первые рейвы и хоронило русский рок, создавало фирмы, корпорации и транснациональные холдинги и формировало хулиганские фирмы по образу и подобию английских футбольных фанатов
Кирпичи: Вернитесь в рэп, мы все простим!
Этот замечательный коллектив родился на свет в Питере, под перманентными хмарями балтийского неба. Но никакого следа типично питерского сплина в творчестве Кирпичей нет и в помине. Мы услышали о них где-то в 96-ом или 97-ом, и сразу поняли, что это про нас. Песни лузеров и аутсайдеров, воспевающих осанну алкоголю как альтернативе наркопрепаратам. Это были отличные песни! Русский рэп в те дни только вылуплялся из скорлупы. Были смешные кассеты вроде "Трэпанации Ч-рэпа", был прикольный, но оторванный от российской реальности Bad Balance, но это было все не то. Кирпичи были реальнее.
Их слушали порой совсем не те, от кого этого можно было ожидать. Сегодня вспомнил вдруг, как мой товарищ по институту, которого я никогда бы не заподозрил в пристрастии к Кирпичам, пришел однажды мрачнее тучи: "Вчера Женя из Кирпичей умер".
В общем, это группа моего поколения, того, что ходило на первые рейвы и хоронило русский рок, создавало фирмы, корпорации и транснациональные холдинги и формировало хулиганские фирмы по образу и подобию английских футбольных фанатов. Вот еще один флэшбэк – тусняк бритоголово-хулиганистой публики в родном городке незадолго до футбольного матча. Вдрызг пьяные фантики хором заряжали припев "кирпичевской" нетленки "Водка - плохо", плавно сменявшийся глумливым гимном "Торчи, пидорас, торчи". Хотя, поговаривали, что именно наркотики свели в могилу барабанщика группы Женю Назарова. Но обо всем по порядку
Символический первый кирпич в строительстве этой команды был заложен в далеком 1995-ом. Кирпичи были тяжелы, оттого и назывались вначале Bricks Are Heavy (название было взято из альбома американцев L7). На одной точке с ними репетировала питерская хардкор-команда Skyhog, которая, распавшись, отрядила в состав "бриксов" своего басиста Данилу Смирнова и барабанщика Евгения "Ю-Джея" Назарова. Фронтмэном свежеобразованной команды Кирпичи стал Василий Васильев, он же Вася В или Вася Васин.
Группа играла нечто среднее между фанком, гранджем и хип-хопом. Играла может быть не очень умело, зато от души. Им здорово повезло на самом старте – на горизонте нарисовался инди-лейбл ШОК Рекордс, который оперативно выпустил их дебютный диск "Кирпичи тяжелы". Человека, финансировавшего предприятие звали Олег Тиньков.
Вася В: "Там просто возник один хороший человек, Олег Тиньков зовут. Ну пиво его пил, наверное. Молодой парень хотел заниматься шоу-бизнесом и сделал фирму "Шок Рекордс". Фирма просуществовала некоторое время, выпустила пару альбомов и потом благополучно распалась. Но они успели издать нашу первую пластинку, снять лучший наш клип "Байка", напечатать плакаты, устроить презентацию. Мы довольны. А потом была "Программа А". Так нас узнали и стали приглашать играть концерты".
Телевизионный концерт Кирпичей, показанный каналом РТР глубокой ночью, одномоментно принес им массу поклонников. Запись размножалась на видеокассетах и кочевала по рукам. Питерское трио при поддержке ди-джея Кефира не делало ничего особенного, но боже мой, как же это было круто для того времени! О Beastie Boys большинство моих сверстников только слышало, у некоторых были затертые аудиокассеты и увидеть по телевидению их аналог, перед песнями которого – так нам тогда казалось – пасуют и "Sabotage", и "Heart Attack Man"…
Группа мчала на зеленый свет – участие в фестивалях "Поколение 96" и "Учитесь плавать" дало основание называть их главным музыкальным открытием года. Альбом потихоньку стал расползаться по регионам необъятной родины.
"Это не сказка и не сон, это не плач, и не крик, и не стон...", так стартовала эта пластинка, которую многие склонны считать лучшей в истории Кирпичей. Уже тогда они научились говорить то, что хотело слышать их поколение. Что поп умрет – и хуй с ней, с Агатой Кристи. Что работа – это альтернатива свободе. Что "кончай бухать – ведь скоро ты помрешь". Это звучало актуально, радикально и злободневно. "Наркоманские рейверы меня раздражают" – и даже завсегдатаи ночных клубов улыбались на этих строчках, которые быстро становились крылатыми фразами. Зеленый на их светофоре горел, не собираясь больше переключаться на красный. Они получили контракт со звукозаписывающей компанией Гала Рекордс, по нашим меркам – вполне мейджором. Подписав договор, Кирпичи торжественно пообещали развалить шоу-бизнес изнутри, потому что такой шоу-бизнес никуда не годится. Но не все было так просто.
Памятный августовский дефолт 98-го года отодвинул сроки выхода пластинки "Смерть на рейве" на весну 99-го. Диск памятен тем, что на нем появились первые композиции, которые никаким образом не рок, не хардкор и не рэп-кор, а самый чистопородный рэп. В то же время были и окологранджевые эксперименты ("Интернет"), и панк-инструменталы ("Skateboard"), и даже трип-хоп ("В гробу") – в общем, была знатная куча-мала, какая только и возможна на альбоме, состоящем из песен разных лет и разных стилей.
Осенью 99-го Кирпичи записывают пластинку "Капитализм 00", целиком выдержанную в хип-хоп-стилистике. Вася, Женя и Данила отложили инструменты и взяли по микрофону. Сами участники группы называли это экспериментом "с конкретной задачей заработать лавэ". Их хип-хоп был максимально приближен к канонам олдскула и даже конкретнее – к стилистике Beastie Boys. Переход случился именно в то время, когда оглушительная популярность группы Limp Bizkit среди молодежи постсовестского пространства сделала назойливо-нойзливые гитарные риффы и яростный речетатив, приправленный ди-джейскими скретчами, рецептом успеха – но всего этого на новой пластинке Кирпичей уже не было. А в момент ее выхода в составе Кирпичей больше не было Евгения Назарова – он умер18 февраля 2000 года.
Вася В: "Мы все время вспоминаем Женьку и даже иногда ругаемся по поводу того, что могли бы как-то все предотвратить".
В результате альбом "Капитализм 00", посвященный памяти Джея, увидел свет только осенью 2000-го. По-прежнему забавно, по-прежнему слова бьют в точку, по-прежнему язвительно и неполиткорректно. Но в это же время над страной начала всходить звезда Сереги Шнурова, который делал все тоже самое, но на более доступном широким массам уровне. На фоне группы Ленинград их земляки из Кирпичей терялись.
Четвертый альбом группы ознаменовался еще одним поворотом – на этот раз рули были возвращены в исходное положение. Снова зазвучал рок. На диске "Сила ума" еще слышны отголоски рэпа – например в главных хитах "Школьнички" и "Джедаи", и еще во многих песнях. Но в следующей пластинке с говорящим названием "Let's Rock" больше никаких речитативов. Лучше всего на последнее превращение отреагировал украинский журнал ХЗМ, адресовавший Кирпичам фразу "Вернитесь в рэп – мы все простим". Впрочем, от сформировавшейся за последнее десятилетие российской рэп-тусовки они традиционно дистанцировались, относились к ней критично, а в одной из песен бросили насмешечку в адрес Касты.
Данила: "Рэповые тексты должны быть интересными и разнообразными по тематике. Если посмотреть на весь рэп, представленный на российской сцене, создается впечатление, что все поют одну и ту же длинную песню. Наши рэпперы поют исключительно о том, что они выросли на улице, и всему их учила улица. Хотя, судя по внешнему виду, никто из них на улице не рос и, уж конечно, она их ничему не научила. Мы ничего такого не утверждаем. Я, например, вообще был примерным ребенком и хулиганов боялся".
Сегодня Вася и Данила вовлечены в несколько сайд-проектов: Won James Won (с музыкантами IFK), Спермадонорз (проект Данилы), группа Правда, в последствие – Ложь (проект Васи). А нынешние Кирпичи – это микс новомодного nu-metal, старого недоброго панка и традиционного русского рока. Возможно, песни стали серьезней, взрослей и интересней, но поклонники на концертах все равно требуют "Байку", и ничего с этим не поделать. Возвращайтесь в рэп, ребята…
|