Казань, со времен горбачевской перестройки, носила титул самого жесткого города России. Юнцы делили асфальт, от кулаков переходя к кастетам и арматуре. Вряд ли в такой обстановке адекватно воспримут весткост или dirty south
Злой Дух - Дитя хардкора
Казань, со времен горбачевской перестройки, носила титул самого жесткого города России. Юнцы делили асфальт, от кулаков переходя к кастетам и арматуре. Типовые новостройки ковали смену для бандитских бригад. Казанская молодежь приезжала в Москву: вначале погулять-похулиганить, потом - на полноценные криминальные "гастроли". В принципе, атмосфера для рэпа самая подходящая. Страшно! Вряд ли в такой обстановке адекватно воспримут лиричный весткост или dirty south. Только хардкор, с его культом силы, способен органично вписаться в атмосферу современных индустриальных районов. Неудивительно, что именно Казань дала нам наиболее характерных представителей этого стиля, ни на дюйм не отклонившихся от выбранного на старте своей карьеры направления. Злой Дух - дети хардкора.
Дитя хардкора
"Злой Дух" начался в общем-то традиционно для тех времен. В начале 90-х рэп был в таком андеграунде, что сегодняшняя "подземка" вряд ли сможет себе это представить. Пиратские кассеты с рэпом считались настоящими раритетами, а поклонники этого стиля были столь малочисленны, что само увлечение рэпом уже являлось веским поводом для знакомства. Замкнутые касты фанатов хип-хопа в провинциальных городах в последствии нередко становились фундаментом для первого поколения рэп-групп. В Казани на почве схожих музыкальных пристрастий сошлись Злой, Дух и Раак.
Злой: "Я скупал в местных звукозаписях все, где использовался речитатив. Где-то в 92-м наткнулся на кабельное телевидение, насмотрелся видео и заболел рэпом конкретно. Начал искать похожую одежду, ну и ругаться с пацанами, потому что никто меня не понимал.
С Духом я учился в одном классе. С Рааком мы познакомились на его выпускном (в 94 году), опять же на почве рэпа. Пришли к ним на дискотеку - модные, одинаково одетые, как Крис Кросс. Раак увидел во мне с Духом московских ди-джеев, подошел и познакомился."
Раак: "Время проводили, как все пацаны в те времена. Я учился, Злой работал. В свободное время собирались вместе, отслушивали с трудом добытый рэпчак. Ходили тусить в местные клубы. В принципе, знакомство длилось то не очень долго. Где-то через год Злой ушел служить. Но за этот год мы крепко скорефанились. Злой в тот период не выносил русский рэп. Я же наоборот плотно на него подсел. В первую очередь из-за того, что понимал, о чем читают. Помню, с большим трудом раздобыл две кассеты "Da Moscow Rap Flava" и "Налетчики Bad B." И постоянно зачитывал Злому любимые темы. Он же в свою очередь только гнусно улыбался".
Пока Злой служил в армии и всячески расширял свой музыкальный кругозор (в Питере ситуация с доступностью музыки была на порядок лучше), Раак подружился с отцами казанского рэпа, группой Буран. Постепенно создавались предпосылки к началу собственного творчества. Тем более, вернувшись из Питера, Злой диаметрально изменил свое отношение к русскому рэпу. По словам Раака, "он будто сорвался с цепи, текста перли из него, как патроны из Калашникова, буквально за два дня он записал пару тем, а за ними было решено создать группу". Материал записывали на различных казанских студиях, а сводить понесли в местный филиал студии "Союз". Где группе сразу предложили контракт на выпуск альбома.
Образ жизни и круг знакомств влиял на музыкальные вкусы парней. Естественно их стилем стал хардкор, который они, не запариваясь над иностранными названиями, именовали "грузом". Вынести этот груз мог только сильный, поэтому и тематика их треков была сугубо мужской. Наверное не будет ошибкой назвать ее "пацанской". В чем-то такие полукриминальные тексты смыкаются с шансоном - водка, телки, мусора. В общем-то подобная дворовая эстетика в те годы уже культивировалась рядом рэп-групп, но отличие Злого Духа в том, что они избежали копирования западных гангстерских реалий и делали действительно самобытные темы о том, что творится здесь, под боком. Говорили словами, не слизанными с американских кассет, а теми, что слышны в обыденной жизни.
Не забывай Казань, братан
Альбом был сделан примерно за год и получил название "Выход В.". Думаю, что это один из уникальных случаев - рэп-альбом, выпущенный в провинции в далеком 98 году. Тогда и Москве-то их немного издавалось. Выпуск диска в тех условиях не мог существенно поправить благосостояние артистов. Тем более, что из тиража в 500 экземпляров 450 купил Злой и раздарил друзьям-товарищам. После выхода альбома Дух покинул ряды команды и ему на смену пришел Раак. Так возник классический состав команды, приступивший к экспансии казанского хардкора за пределы города. "Злой Дух" стал завсегдатаем казанской клубной сцены, постепенно возникли приглашения из других городов. Ближайшими центрами хип-хопа были Чебоксары, где держали марку Белые Братья и Нижний Новгород с набиравшим обороты Типичным Ритмом. Эти три команды вместе с казанским Бураном объединяются в сообщество Бурлаки На Волге, продвигавшее в массы идеи поволжского рэпа. В том же году Злой Дух совершил первые вылазки в Москву, выступив на Adidas Streetball Challenge`99 и став участником представительного фестиваля Rap Music 99.
Злой: "Позвонил Шефф и говорит, цитирую: "Я преодолел амбиции, прослушал ваш альбом, и решил что вы можете принять участие в фестивале и даже составить конкуренцию". Грамотный фестик, грамотно проведенный, Шефф может, если захочет. С Кастой увиделись там, а познакомились позже, по телефону. Влади думал, что Злой - это Раак, наверное потому что тот сердитым бродил по сцене, а меня за Раака принял, наверно из-за красного напряженного лица".
Раак: "Мне Рэп-Мьюзик запомнился обилием разношерстной рэп-публики. Честно говоря, в Казани было стремно выйти на улицу в таком прикиде. Кроме Касты мы там познакомились со многими известными деятелями рэп-сцены. Лично я был рад знакомству с Грюндиком. Еще порадовало отсутствие пафоса у уважаемых мной рэпперов".
Участие в фестивале стало еще одним серьезным шагом вперед для казанской команды. Следом они делают второй - их появление на альбоме Объединенной Касты "В полном действии" на совместном треке "К Солнцу" стало настоящей бомбой для того времени. По словам Злого, Влади называл эту тему номером один на альбоме. Продакшн Злого великолепно вписался в кастовый стиль, в итоге песня стала одним из андеграунд-хитов сезона.
В 2000 году к команде подключился Макс из чебоксарской команды Одержимые. В таком составе Злой Дух еще раз посетил Rap Music. Нужно сказать, что и на этот раз они очень специфично решали проблему имиджа: туфли с квадратными носами, треники, кепки. В общем, вновь остались в стороне от избитых широкоштанных стереотипов. В итоге их прокатили (хотя ходили слухи, что если команда едет на фест второй раз, то призовое место для нее забронировано), но так или иначе, вряд ли они серьезно расстроились. Команда продолжала работу над вторым альбомом. Обстановка в коллективе в этот период не особо афишируется, но похоже она была далека от безоблачной. Злой Дух снова сокращается до дуэта Злой и Раак и в таком составе на Rap Recordz выходит второй диск команды - "800 км".
Когда началось ваше сотрудничество с Рэп Рекордс?
Злой: Я точно не помню, как давно мы схлестнулись с Даймом, года были тяжелые и страшные, но настоящее сотрудничество мы начали с выпуска "800 км" в 2003-м.
Чем примечательна запись второго альбома?
Злой: Тем, что она длилась 5 лет.
Согласен ли ты с мнением, что это лучший ваш диск, или же думаешь иначе?
Злой: Сейчас я бы отметил на нем буквально тройку достойных тем, а лучший мой диск услышите осенью.
Раак: Я бы назвал его не лучшим, а любимым. Очень много пришлось пережить в период записи этого альбома.
Отцы хардкора
После выхода "800 км" в жизни группы начинается несколько иной период. Он характерен активным привлечением к деятельности группы молодых дарований. Начало этому положил временный отход Раака от деятельности группы. Как часто и случается, причиной тому были дела бытовые и семейные. В этот момент Злой привлек к сотрудничеству Доброго, одного из лучших молодых казанских МС. Совместно с ним, а также при участии рэпперов Казани и Поволжья, был записан третий диск Злого Духа "Старый альбом". Релиз состоялся в начале 2004 года. Примерно в это же время было заявлено об образовании такой формации как Злой Дух Фамилия, призванной найти и объединить молодые таланты Казани. На базе Фамилии создана студия Злой Звук Rec, на которой записываются артисты лейбла. У руля Фамилии оказались Злой и Раак, снова вернувшийся к активной деятельности. На вопрос о том, действительно ли Раак больше занят административными, чем творческими функциями, Злой отвечает: "На самом деле у Раака очень много функций. Он намерен как выступать, так и принимать активное участие в записи "фамильных" альбомов (скажу по секрету, он даже о сольнике пару раз заикался)". Сам Раак добавляет: "На самом деле я из группы никуда не уходил. Просто было время когда мне нужно было переосмыслить приоритеты. Плюс ко всему семья и быт поглотили много моего внимания. А административные функции я нес всегда - все время существования группы". В числе перспективных планов лейбла Злой Дух Фамилия - альбомы молодых казанских артистов. Ближайший проект - сольный альбом Злого.
Злой: "Скажу, что он будет хороший, на уровне, это лучшее что я создал. Я уверен количество наших слушателей после знакомства с материалом резко увеличится…"
Раак: "Из того, что я слышал, могу сказать, что сольник Злого станет более доступен для слушателя. Я бы сказал, что он будет более жизненный. Но несмотря на все, он будет выдержан в хардкоровом тоне. Называться он будет "Путь Пацана". Релиз намечен на осень этого года. Как всегда будут участвовать гости с различных регионов России. Соглашусь со Злым, пока это лучшее, что он создал. Лично я жду его с нетерпением".
|